Чему обучают ребёнка в детском саду
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Образовательная программа дошкольного образования (далее – образовательная программа) МАДОУ МО «СГО» - д/с № 7 «Огонек» (далее – образовательное учреждение) разработана во исполнение Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с требованиями Федеральной программы дошкольного образования (далее – ФОП ДО), разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 28.11.2022, № 71847).
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации Стандарта.
Обязательная часть (ранний возраст 1-3 года, младший возраст 3-4 года, средний возраст 4-5 лет, старший дошкольный возраст 5-7 лет) : Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утв. Приказом Мин Просвещения РФ №1028 от 25 ноября 2022г.) Реализуется педагогическими работниками ДОО во всех помещениях и на территории детского сада, со всеми детьми ДОО.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений (старший дошкольный возраст 5-7 лет) :А.Д. Шатова, Аксенова Ю.А., Кириллов И.Л. Программа экономического воспитания дошкольников: формирование экономических предпосылок финансовой грамотности.
Программа МАДОУ МО «СГО» д/с №7 «Огонек» ориентирована на детей от 1,5 до 7(8) лет. В учреждении функционирует 6 групп общеразвивающей направленности в режиме 5-дневной рабочей недели с 10,5-часовым пребыванием. Воспитание и обучение ведётся на русском языке.
Программа учитывает:
• индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей;
• возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Цель Программы: всестороннее развитие и воспитание ребенка в период дошкольного детства на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Программа реализуется в течение всего периода пребывания детей в детском саду в группах общеразвивающей направленности, как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей.
Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей в пяти взаимодополняющих образовательных областях:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Для создания условий, обеспечивающих целостное развитие личности детей, в учреждении осуществляется взаимодействие с семьями воспитанников.
- Изучение семьи, запросов, уровня психолого-педагогической компетентности, семейных ценностей. Формы работы: беседы (администрация, педагоги, специалисты), наблюдения за процессом общения членов семьи с ребенком, анкетирование
- Информирование родителей. Формы работы: личные беседы, общение по телефону, индивидуальные записки, родительские собрания, сайт, оформление наглядной информации (стенды, объявления, выставки детских работ, фотогазеты, памятки)
- Совместная деятельность. Формы работы: проекты «Мама рядом, папа рядом, что еще для счастья надо?», «Родные и близкие», «Мой друг спорт», «А у нас сегодня гость…», выставки совместного семейного творчества, семейные фотоколлажи, праздники, досуги с активным вовлечением родителей
- Консультирование педагогами и специалистами. Формы работы: на различную тематику, индивидуально, семьей, очно, заочно, дистационно.
- Обучение родителей. Формы работы: творческие задания, тренинги, семинары, подготовка и организация музейных экспозиций в ДОУ, их активное использование.
- Просвещение родителей. Формы работы: по запросу родителей, по выявленной проблеме (направленность - педагогическая, психологическая, медицинская, семейно-образовательное право),приглашение специалистов, сайт.